Ещё раз о бароне Мюнхгаузене

3.5. Барон Мюнхгаузен на Луне.

 

       Как известно, самой главной целью всех этих экспедиций было показать присутствие человека на Луне. Но что же это за фильм, если в нём съёмка не ведётся сразу несколькими кинокамерами? Для этого в НАСА предусмотрели даже телетрансляцию момента «первого шага» человека на Луне и киносъёмки старта с Луны, но не догадались, как уже было сказано, сделать ни одной видеозаписи межпланетного полёта. Такую видеозапись тогда подделать было невозможно, ведь не существовало не то что компьютерной графики, но даже более или менее качественных средств комбинированных съёмок, подходящих для имитации космического полёта. Другое дело – съёмки статичных сцен, с которыми, благодаря выделению на эти цели неограниченного финансирования, у Голливуда никогда проблем не возникало.

       Исходя из полученного задания, в США нашли наиболее подходящую для этих целей кандидатуру – Стенли Кубрика, талантливого и, очевидно, покладистого голливудского кинорежиссёра, занимавшегося съёмками фантастического фильма «Космическая одиссея 2001 года», который вышел на экраны в 1968 году и наверняка был прикрытием кипучей деятельности Стенли Кубрика несколько другого рода во времена «покорения Луны». Вдова Стенли Кубрика сняла грех с души, поведав миру перед смертью правду. Но многим ли нужна эта правда? И кто её услышал?

       Вообще говоря, изобретательность НАСА и Голливуда (при помощи консультантов из спецслужб) далеко переплюнула даже самую наглую ложь барона Мюнхгаузена. Киношники получили в своё полное распоряжение не только полуфабрикаты и муляжи предполагаемой космической техники. Для них были созданы огромные съёмочные павильоны, гигантские подъёмные краны, специальные площадки и даже большая вращающаяся модель Луны, на фоне которой снимались эпизоды о стыковках. Этому фантастическому реквизиту мог бы позавидовать любой другой фильм той эпохи, ведь на него тогда явно не пожалели денег, предназначенных для выполнения тех самых полётов на Луну. Кстати, все эти приспособления никто и не пытался прятать. По официальной версии, они предназначались для тренировок астронавтов на Земле. Всё очень просто и изящно: тренировку в скафандрах можно снять на Земле, а потом (достаточно снизив качество изображения) пустить в записи в телетрансляцию. Миллиард жителей Земли, исключая страны соцлагеря, затаив дыхание и открыв рот, с благоговением внимал этой лаже…

 

       Но даже самая передовая на тот момент технология съёмок не могла даже приблизительно имитировать 1/6 часть земного тяготения на Луне, создать равномерность освещения до самого горизонта, реалистично показать прилунения, старты и стыковки космических аппаратов и многое, многое другое. Кроме этого, существовали и, так сказать, объективные сложности имитации некоторых эпизодов, ведь как должны были выглядеть и функционировать предполагаемые технические системы, не могли подсказать кинорежиссёру даже самые искушённые эксперты НАСА. Это уже много позже выяснились свойства лунной пыли прилипать ко всем без разбору предметам, особенности работы фотоаппаратов на обыкновенной фотоплёнке в открытом космосе, проблемы с балансировкой центра масс космических аппаратов вертикального взлёта и посадки, с системами жизнеобеспечения в скафандрах и многое, многое другое – то, о чём в те времена было просто неизвестно или невозможно догадаться.

       Поэтому «документальные» фото- и видеоматериалы НАСА о «покорении Луны» являют собой наиболее удобную среду для критиков и скептиков. Достаточно внимательно посмотреть практически на любой официальный кадр этих «экспедиций», выложенный на сайте НАСА, чтобы заметить те или иные неточности или огрехи, неизбежно возникающие в таком сверхсложном деле. Некоторые исследователи, по моему мнению, чересчур увлекаются этим занятием, проводя годы в бесплодных дискуссиях на форумах, фактически ломясь в открытую дверь, которую сторона оппонентов уже даже не пытается закрыть…

       В начале эры Интернета НАСА ещё пыталось искать отговорки, как, например, об утере оригиналов фото- и киноплёнок, или исправлять наиболее очевидные ошибки, на которые указывали скептики на форумах, подменяя фотографии на своем официальном сайте. Но когда НАСА было поймано «за руку», все эти фото- и видеоматериалы моментально перекочевали на сайты и в архивы независимых исследователей, после чего НАСА представляет собой жалкое зрелище подсудимого, у которого на шее висят доказательства его преступления, от которых уже никак невозможно избавиться.

       Очень красиво и со вкусом разделался со сказками НАСА американский исследователь Ральф Рене, книгу которого “Как НАСА показало Америке Луну” очень рекомендую прочитать.

 

       Бегло пройдёмся по основным огрехам фото- и видеоматериалов НАСА «с Луны», чтобы дать читателю, предположительно ранее никогда не интересовавшемуся этим вопросом, общее видение ситуации.

 

* * * 

 

       Для начала следует заметить, что вся масса «наглядной агитации» НАСА о покорении Луны до середины 90-х годов ХХ века была совершенно недоступна для широких масс населения, которое вынуждено было довольствоваться репродукциями неких фотографий на страницах иллюстрированных журналов и врезками видеороликов в научно-документальных фильмах. Много ли успеешь заметить и проанализировать на таком массиве данных? Но, представьте себе, с самого начала 70-х годов нашлись здравомыслящие люди, которые ухитрялись заметить всяческие несуразности даже на таком скудном материале, как «прямые» телетрансляции «с Луны». И началось… Ещё до начала эры Интернета было издано множество книг с критикой официальной версии НАСА о пилотируемых полётах на Луну, а позже лавину обоснованных насмешек исследователей уже было не остановить.

 

       Дошло уже до того, что даже самые высокооплачиваемые глашатаи космического официоза, как, например, упоминавшийся ранее почётный президент российского «Альфа-банка» Алексей Леонов, вынуждены идти на попятную и, разводя руками при делано натянутой улыбке, невнятно блеять о том, что дескать «ну, может они вынуждены были кое-что подснять, так как качественных кадров на Луне не получилось…» и так далее в том же духе. Нет, уважаемые (и не очень) защитники, так юлить не получится, – ведь НАСА опубликовало все эти материалы отнюдь не как художественный монтаж в студийной обстановке, а именно как документальные кадры с Луны! Даже единожды солгав, святого корчить из себя сложно.

 

       Итак, начнём с начала, т.е. с посадки на поверхность Луны. Существуют видеоролики, снятые будто бы с борта садящегося лунного модуля, под которым сначала проплывают некие элементы лунного пейзажа, а далее двигатель раздувает лунную пыль до самого момента «отсечки». Удивительно, но та же самая команда учёных консультантов и кинорежиссёров во главе со Стенли Кубриком, которая постаралась показать как можно более наглядно процесс посадки, не догадалась, что слой пыли под прилунившимся кораблём будет начисто сметён. После посадки астронавты выходят через люк на «поверхность Луны» и тут же ступают в лунную пыль точно такой же глубины, как и на большем удалении от корабля, оставляя многочисленные следы вокруг посадочных опор.

       Достаточно популярным был видеоролик от скептиков, которые насыпали слой пыли толщиной, как на Луне, на соответствующую подложку и с помощью обыкновенного фена для волос легко раздули всю пыль, обнажив основание площадки. А у НАСА многотонная махина космического корабля – пусть даже она вшестеро легче, чем на Земле – вертикально садящаяся на Луну на маршевом двигателе, ухитряется не потревожить лунную пыль…

 

       Далее я, с вашего разрешения, выберу наиболее «вкусные» моменты, поскольку рассказать всё невозможно.

 

       Существует официальная басня от НАСА, что во время одной из таких экспедиций на пол корабля, находящегося в разгерметизированном состоянии, вылилась обыкновенная вода. Но бравые американские астронавты не растерялись и вычерпали воду с помощью пластиковых пакетов, которые выбросили прямо на поверхность Луны. Не верите? Нет, это не рассказ о приключениях барона Мюнхгаузена – это официальный рассказ американских астронавтов!

       Для тех, кто прогуливал уроки физики в школе, напомню, что точка интенсивного превращения воды в газообразное состояние (называемая также кипением) зависит не столько от температуры воды, сколько от давления воздуха вокруг воды. 100 градусов по Цельсию – это температура кипения воды на уровне моря; и именно так была создана известная нам шкала температур. А вот чем выше подниматься в горы, где давление атмосферы ниже, тем ниже требуется температура для кипения воды. Если же внешнее давление отсутствует вообще, как, например, в космическом вакууме, тогда вода начинает интенсивно кипеть и испаряться даже без передачи ей дополнительной внутренней энергии посредством нагревания – просто потому, что она находится в жидком состоянии, а раз так – значит при температуре заведомо выше 0 градусов по Цельсию. Но в данном случае имеет место ещё и интенсивное нагревание воды, поскольку (по официальной легенде) космический корабль всё время находился на освещённой Солнцем стороне Луны.

       В действительности в таких условиях, если бы произошла протечка воды, из открытого люка космического корабля просто повалил бы пар и через минуту-другую пол был бы совершенно сухой.

 

       Этот эпизод много о чём говорит. Во-первых, о том, что всю эпопею «покорения Луны» делали наспех, не удосуживаясь перед публикацией подобных историй даже проконсультироваться с обыкновенным школьным учителем физики. Во-вторых, мы имеем ещё одно подтверждение народной мудрости о том, «что написано пером, не вырубишь топором». И, в-третьих, этот момент подготавливает нас к довольно неожиданной мысли о том, что вся космическая лунная история от НАСА написана приблизительно на таком же интеллектуальном уровне, в чём мы с вами ещё не раз будем иметь возможность убедиться.

 

* * * 

 

       Множество фотографий от НАСА «с Луны» имеют интересную особенность – следы монтажа. Если такую фотографию скачать из официального сайта НАСА и в любой программе обработки изображений немного «потянуть» до упора яркость и/или контрастность, можно найти момент достаточно чёткого проявления прямоугольных и многоугольных областей разных степеней яркости или даже цветов. Если бы данные фотографии получались методом простого одноразового сканирования реальных негативов, ничего подобного не наблюдалось бы. К слову, практически все фотографии американских космических кораблей «в космосе» имеют такие же особенности. Это является очень веским свидетельством в пользу того, что эта техника в космос никогда не летала, а лишь вмонтирована на изображения Земли, переданные из автоматических спутников; возможно даже не из американских.

 

       Множество критических стрел было выпущено в сторону НАСА из-за того, что народ жаждал увидеть, как же выглядит Земля с Луны. Согласитесь, это было бы очень интересное зрелище – сфотографироваться на Луне на фоне Земли. В конце концов, с поверхности Луны Земля выглядит вчетверо больше, чем Луна с Земли, поэтому у реального астронавта на Луне такое желание должно было возникнуть в первую очередь. Но за все шесть якобы удачных экспедиций астронавты НАСА сподобились лишь раз сфотографировать Землю и себя одновременно. И то, эта фотография является грубым монтажом: Солнце освещает Землю и шлем астронавта с разных сторон.

 

       Иногда на фотографиях «с Луны» энтузиастам удаётся насчитать, ни много – ни мало, до четырёх «солнц»: иначе тени разной высоты, расходящиеся под разными углами от разных предметов, объяснить не представляется возможным. Если по официальным данным НАСА угол Солнца над лунным горизонтом за время пребывания экспедиции на поверхности Луны составлял 15 градусов, то в фотоархиве такой экспедиции обязательно отыщутся кадры, на которых угол Солнца по тени никак невозможно принять меньшим, чем 30 градусов, а подчас и все 45 градусов. Разные предметы могут вообще не отбрасывать теней или же тени от них находятся не в тех местах, где находится данный предмет. Уровень освещения дальних предметов, как правило, тусклый, а ведь Солнце освещает поверхность Луны совершенно равномерно…

 

       Особое удовольствие исследователи получают, смакуя фотографии, на которых предметы явно освещены сильными источниками света с разных сторон, когда в Голливуде пытались создать иллюзию теней. Лучше бы они этого не делали… Дело в том, что тени на Луне значительно резче, чем на Земле, из-за отсутствия атмосферы. Поэтому свет рассеивается меньше, а подсветка теневой стороны возможна лишь в случае, если сзади стоит ярко освещённый предмет. Но на фотоматериалах НАСА предметы, на которые падает тень, иногда различимы в настолько мелких деталях и градациях освещённости, что без привлечения объяснений в виде вторичной подсветки с помощью матовых ламп это объяснить невозможно.

 

* * * 

 

       Постановщикам спектаклей на фоне «лунных» пейзажей надо было показать панорамные виды Луны, на которых находятся лунные горы в заявленной местности посадки. Для этого почти на всех фотографиях и видеозаписях соответствующей экспедиции присутствует так называемый «задник», иначе говоря, рисунок гор, который в увеличенном виде наложен на все изображения. Кстати, этот задник они иногда забывали вставить в кадр, поэтому получались вот такие забавные фотографии.

       У специалистов комбинированных съёмок тех лет была сложная проблема, связанная с изменениями масштабов объектов: размер ближних объектов должен был изменяться с интенсивностью, обратно пропорциональной размерам дальних объектов. Сейчас для решения этой проблемы применяется компьютерная программа обработки изображений. Не зря говорят, что сейчас НАСА может «полететь» хоть на Марс, хоть на Венеру. Но тогда для точного соотнесения размеров задника и расстояний от точек съёмки к одному и тому же ближнему объекту нужно было производить для каждой фотографии довольно громоздкие вычисления, изменения масштабов и углов обзора задника. Поэтому, неудивительно, что в этом деле подручные Стенли Кублика наломали вагон дров, оставив на память неопровержимые улики своей бурной деятельности. Справедливо рассудив, что горы находятся «далеко», они решили вообще не менять их размеры, несмотря на утверждения НАСА о том, что астронавты в моменты фотографирования удалялись от посадочного модуля на довольно приличные расстояния. И получилось, что размеры, высота и угол поворота гор у них не зависят не только от удаления от первоначальной точки съёмки, но даже от высоты фотографирования относительно лунного горизонта!

       У специалистов по геологии фотографии гор из того самого «задника» вызывают крайнее удивление, практически сразу же переходящее в возмущение. Дело в том, что геологические процессы образования гор на Земле и на Луне имеют радикально различные причины, а потому – и следствия. Кроме того, склоны гор на Земле постоянно «обрабатываются» атмосферными явлениями: стачиваются ветрами, осадками, тающим снегом, ледниками и оползнями, а на Луне все эти факторы отсутствуют. Тем не менее, горы «задника» на всех экспедициях имеют вид неких громадных серых барханов с плавными наплывами склонов, по которых будто бы только что прошла техника, которую можно сравнить с культиватором, пропахивающим контрольно-следовую полосу на границе. Любой человек, который хоть раз посмотрел в телескоп на поверхность Луны, скажет, что вся поверхность Луны испещрена ударными кратерами, верхние кромки которых ну никак не могут иметь вид огромных песчаных барханов.

 

       Очевидно, постановщиков лунных декораций ввели в заблуждение фотографии поверхности Луны, переданные с помощью автоматических аппаратов, на которых горы едва проступают на фоне лунного горизонта. Естественно, при ближайшем, более детальном рассмотрении таких гор с небольшой дистанции их гребни и отроги обязательно должны были иметь повреждения, характерные для рассматривания лунных кратеров с поверхности. Однако, догадаться об этом коллеги Стенли Кубрика тогда не смогли.

       Но специалистов по геологии ждёт ещё один большой сюрприз, если они начнут внимательно анализировать фотографии больших камней или валунов, встречающихся астронавтам по мере передвижения по поверхности Луны. Как не старались специалисты по реквизиту придать этим камням совершенно нейтральный вид, однако, следы водно-ветровой эрозии налицо. Откуда они могут взяться на Луне?

 

* * * 

 

       Официальная легенда НАСА гласит, что для удобства исследования Луны в последних миссиях астронавты ездили по её поверхности на специальном электромобиле. Ну, в самом деле, что же это за американец, у которого нет автомобиля?

 

       В этой части истории «покорения Луны» постановщики команды Стенли Кубрика ухитрились наделать такую кучу глупостей и несуразностей, что только её одной с лихвой хватило бы для полного вскрытия лунной аферы.

 

       Во-первых, конструкция этой «шайтан-арбы» совершенно не приспособлена для передвижения по Луне. Количество металла, использованного для одной только рамы, явно излишнее для предусмотренной поклажи. Следуя меткому замечанию одного из скептиков, главный конструктор программы полётов на Луну должен был убить такого горе-инженера прямо на пороге своего офиса, и был бы прав.

       Сличив фотографии этого чудо-автомобиля, сделанные на Земле в процессе тренировок астронавтов, и «на Луне», получаем 100%-ное сходство (кроме колёс). Но этот «луномобиль», если бы он действительно должен был ездить по Луне, должен иметь запас прочности и вес только в «лунной» версии. Конструкция его рамы должна была состоять из тончайших титановых деталей, но никак не из толстого четырехугольного швеллера…

 

       Во-вторых, никем и никогда не объяснено, каким же невероятным образом этот луноезд собирался в рабочее состояние на поверхности Луны? Если, как уже было сказано, астронавты ухитрялись штамповать фотографии в среднем каждые полторы секунды своего пребывания на Луне, то фотографий или видеозаписей процесса отделения этого чуда космической автотехники от посадочного модуля и сборки его на поверхности Луны нет ни одной! Вообще, это естественно. Попробуйте в перчатках от скафандра взять гаечный ключ и закрутить хотя бы одну гайку…

       Луномобиля сначала нет, а потом он вдруг появляется то на одной, то на другой фотографии. Но самое смешное, что до места его появления следы от колёс не ведут. Складывается полное впечатление, что эту телегу аккуратно поставили в кадр с помощью крана, а астронавты топчутся вокруг, имитируя некую деятельность.

 

       В-третьих, режиссёры так сильно увлеклись фотографированием символа американской жизни на поверхности Луны, что в кадр попал подклеенный скотчем (!) болотник этого луномобиля. В ответ на недоуменные вопросы исследователей от НАСА последовал очередной фрагмент официального рассказа барона Мюнхгаузена, в котором весёлые и находчивые астронавты решили провести мелкий ремонт лунного ровера, воспользовавшись для этого обыкновенным скотчем… всего-то делов. Оставляя без ответа вопрос о том, насколько эффективным будет клеить в космическом вакууме две детали друг к другу скотчем при прямом нагревании этой конструкции солнечным светом, давайте лучше представим, каким образом можно отделить от мотка кусок скотча с помощью перчаток скафандра… На одном форуме предлагалось попробовать это сделать в домашних условиях, одев обыкновенные кожаные зимние перчатки – не получилось ни у кого.

 

       В-четвёртых, самое интересное – езда этого горе-автомобиля «по Луне». Признаюсь: когда я впервые увидел официальные видеоролики НАСА об этих поездках, у меня отпала челюсть. Оказывается, эти сюжеты снимались в расчете на полных дебилов или, в крайнем случае, для просмотра в детском саду под присмотром воспитательницы.

 

 

 

       Первое, что бросается в глаза, – фонтаны пыли, поднимающиеся за задним ведущим колесом, падают на поверхность неравномерно. Большие песчинки падают фактически по параболе, а более мелкие пылинки – значительно позже, практически клубясь. Такое возможно лишь в атмосфере. В вакууме все частички падают с одинаковым ускорением, без разницы по размеру и весу.

       Второе, на что сразу же обращаешь внимание – лихачество на Луне. Никто в здравом уме не станет гарцевать по другой планете на машинке, как на необъезженном мустанге, рискуя свалиться и удариться шлемом о ближайший камень. К тому же, машинка-то едет явно не по Луне: ускорение свободного падения очень большое. После того, как передок подпрыгивает на очередной неровности, он сразу же возвращается вниз – даже значительно быстрее, чем ему следовало бы падать с такой высоты на Земле. Оказывается, эти умственные больные ускорили ролик в два раза. Если этот ролик замедлить вдвое, мы получим довольно реалистичную неспешную езду по земной пересечённой местности, где амортизаторы автомобильчика нормально отрабатывают неровности рельефа, каждый раз возвращая раму в горизонтальное положение, гася раскачивание.

       Но если этот ролик замедлить ещё в два с половиной раза (чтобы с бугорка колесо падало вниз с таким же ускорением, как на Луне), мы могли бы получить как раз подобие «лунной» поездки. Но она… как бы помягче выразиться, не совсем соответствовала бы представлениям среднестатистического американца о езде на автомобиле. Полететь на Луну, чтобы неспешно переваливаться через каждый бугорок и по несколько секунд ждать, пока колесо прилетит ко дну ямки… нет, это не для янки. Герой на Луне должен газануть с пробуксовкой, пройти перед камерой юзом, быть в космосе тузом!

 

* * *

 

       Особая история – лунные скафандры астронавтов. Согласно официальным данным НАСА их масса на Земле составляла всего… 29 кг! Реальные космические скафандры самых последних поколений значительно тяжелее. Например, лучший в мире скафандр «Орлан» весит целых 150 кг, а американский – немногим более 200. А новые, перспективные скафандры, разрабатываемые для длительных работ на поверхности космической техники, будут весить и того больше – не менее 300 кг. Здесь мы снова получаем повторение истории, как в случае с «Сатурном-5». Если уже тогда существовали технологии и материалы, позволяющие создать космический скафандр общим весом не больше, чем одежда полярника; способный сгибаться во всех направлениях, как одежда гимнаста; и который давал возможность весело кувыркаться в вакууме под палящим Солнцем на поверхности Луны в течение нескольких часов(!), так какого чёрта современные скафандры столь тяжелы и неудобны, что позволяют максимум пару часов лишь слегка шевелить в них руками и ногами? Вспомните любые кадры реальных работ в космосе на поверхности станций «Мир» или МКС…

        То ли дело астронавты на Луне… Они отчебучивали такие коленкоры, что у реального руководителя полётами при этом обязательно должен был случиться сердечный приступ. Стремясь показать то ли пониженную гравитацию в съёмочном павильоне, то ли надёжность скафандров, то ли приступы буйного помешательства, астронавты падают на поверхность Луны, отталкиваются руками, приседают на колени, «буксуют» ногами в падении, поднимая фонтаны пыли… Создаётся впечатление, что астронавту за шиворот случайно залетела пчела и он, паникуя, пытается её раздавить, падая на те места, где она жужжит. Может такое действительно случилось на съёмочном павильоне, но тогда зачем оставлять такие эпизоды в официальных материалах лунных «экспедиций»?

       Исключительная гибкость конечностей у астронавта в скафандре на поверхности Луны сразу породила у исследователей подозрение в том, что дело происходит при атмосферном давлении, а не в вакууме. Дело в том, что при атмосферном давлении на каждый квадратный сантиметр человеческого тела давление газов эквивалентно давлению груза 1,33 кг. Поскольку в лунных скафандрах НАСА внутреннее давление чистого кислорода якобы было порядка 30% от атмосферного, при сгибании суставов масса нагрузки на каждый квадратный сантиметр ступни, ноги и каждого отдельного пальца руки астронавта составляла приблизительно 0,4 кг, ведь давление внешней среды в вакууме отсутствует.

       При случае попробуйте подвесить себе на каждый палец руки по 1,5-2 кг и в обыкновенных кожаных перчатках позанимайтесь какой-нибудь несложной домашней работой. Например, попробуйте переставить посуду с одной полки на другую или перенести полведра воды метров на 200. Да, кстати, не забудьте на каждый сустав руки подвесить по 15 кг, а на коленные суставы – по 45, и ни в коем случае не отвечайте по рации, запыхавшись… Сможете? А вот для американских астронавтов все это было, как пара пустяков. Они даже вприпрыжку перемещались: видимо, им при этом было очень весело.

 

       Но, с другой стороны, необходимость прикладывать излишние усилия для сгибания конечностей имеет интересную обратную сторону.       

       Американский астронавт на Луне в полной «боевой выкладке», т.е. с пристёгнутым к скафандру ранцем жизнеобеспечения, весил бы приблизительно 180 кг (в пересчете на Земное тяготение). Соответственно, на Луне этот герой – молодой атлетичный и тренированный военный лётчик в расцвете сил – имел бы массу всего 30 кг. Если на Земле легкоатлеты давно преодолели планку высоты в 2 метра, то на Луне – если еще учесть стремящийся с большой силой распрямиться в коленях скафандр – любой реальный космонавт общей массой 30 кг с лёгкостью смог бы подпрыгнуть по крайней мере на метр в высоту. И это служило бы отличным доказательством пребывания человека на Луне. Но… как вы уже наверняка догадались, ничего подобного на видеозаписях не наблюдается. Астронавты передвигаются «по Луне» мелкими шажками или вприпрыжку, еле волоча ноги.

       Чтобы хоть как-то затенить этот постоянно бьющий по глазам казус, режиссёры из команды Стенли Кубрика не нашли ничего лучше, чем подвесить астронавтов на тросы и наснимать роликов о тяжелых трудовых буднях на поверхности Луны. Кроме этого, существует специальный ролик (!), в котором НАСА попробовало показать, как высоко можно подпрыгивать на Луне. Для этого они для чего-то спрятали камеру так, чтобы она показывала часть какого-то оборудования и небольшую часть груди с рукой астронавта. При этом туловище астронавта делает несколько «прыжков», подлетая и опускаясь на метр-полтора, но практически перед этим не приседая. Когда ему это надоедает (или может быть он просто сбился со счёта, сколько планировалось «прыжков»), на кране его дёргают в последний раз, причём в тот момент, когда он стоит на совершенно ровных ногах… Почему не вырезали хотя бы этот последний «прыжок» – непонятно.

 

* * *

 

       Лететь на Луну, гулять по её поверхности, снимать всё это дело с помощью фотоаппаратов и телекамер на дистанционном управлении – и при этом организовать специальный эксперимент (!), доказывающий, что астронавты находятся на Луне… это называется «на воре шапка горит». Для этого «хьюстонские мудрецы» из НАСА не забыли снабдить экипаж пером и молотком, которые астронавт должен был уронить на поверхности Луны перед объективом телекамеры. Оба этих предмета в вакууме должны упасть, во-первых, с одинаковым ускорением, а, во-вторых, в корень квадратный из шести (приблизительно в два с половиной) раза медленнее, чем бы это происходило на Земле. И такой видеоролик действительно существует, однако, разобрать что-либо на нём совершенно невозможно. Видимо, опасаясь разоблачения даже в процессе выполнения столь элементарного опыта, качество этого видео было намерено искажено.

       Для «подтверждения» исторического опыта существует… фотография, на которой перо и молоток лежат в «лунной» пыли. Скажите, кого и в чём может убедить такой «опыт»? Мало того, они ещё и ухитрились сделать грубый ляп даже на этой фотографии. Согласно официальным данным экспедиции Солнце находилось над лунным горизонтом под углом 7,5 градусов, а вы посмотрите на длину тени от пера – источник освещения находится практически в зените!

 

       Если бы действительно было нужно показать во время телетрансляции, что ты находишься на Луне, достаточно оторвать кусок блестящей термоизоляции с любой опоры посадочного модуля и бросить её плашмя от себя. В вакууме тонкая фольга прекрасно полетит плоской частью вперёд, не испытывая никакого сопротивления, а также будет падать вниз по «лунной» параболе в шесть раз дальше, чем бы это происходило на Земле. Такой опыт занимает секунды, может быть выполнен даже в реальном скафандре и прекрасно иллюстрирует всё, что нужно в данной ситуации.

 

* * *

 

       Если кордебалет на поверхности Луны вызывает у любого грамотного человека иронические ухмылки, то запись «взлёта с Луны» – гомерический хохот. Грамотеи из НАСА как-то не догадались, что маршевый двигатель «Орла», взлетающего с посадочной платформы, должен иметь некий лоток для истечения газов. Вместо этого, в общем-то абсолютно необходимого для любой ракетной техники, решения, оказалось, что два астронавта сидят в небольшой металлической коробочке, внизу которой приделана некая дырка, имитирующая маршевый двигатель; и эта коробочка плашмя стоит на плоской поверхности посадочной платформы! Всё это чудо техники снимает дистанционно управляемая телекамера, которую по легенде астронавты предварительно установили на поверхности Луны.

 

 

 

       И вот, старт! Под пилотируемой капсулой происходит взрыв, который разбрасывает во все стороны куски блестящей термоизоляции и некие другие ошмётки, после чего металлическая коробочка, размеренно покачиваясь, с постоянной скоростью поднимается в черноту лунного неба… При этом на фоне абсолютно чёрного космоса напрочь отсутствует какой бы то ни было факел от работы ракетного двигателя! Лишь в самом конце этого удивительного видеоролика, когда становится видимой нижняя часть данного «летательного» аппарата, в центре виден некий светлый блик, который защитники версии НАСА убедительно просят воспринимать как работающий ракетный двигатель…

 

       Как мы наверняка помним, в истории был ещё всего только один случай, когда человек смог улететь в нужное место с помощью взрыва. Правильно, это был барон Мюнхгаузен, которым выстрелили из пушки. Если когда-то жил прототип барона Мюнхгаузена, тогда после каждого просмотра этого исторического видеоролика он наверняка переворачивается в гробу.

 

       Отдельного упоминания заслуживают покачивания взлетающего модуля с «поверхности Луны». Согласно всем официальным документам НАСА, у этого корабля имелся лишь один маршевый двигатель и аж 16 двигателей ориентации, расположенных в разных местах на его поверхности. При взлёте, если направление движения отличается от запланированного, теоретически возможны кратковременные включения двигателей ориентации или же изменение вектора тяги самого маршевого двигателя. При этом происходит поворот корабля относительно продольной оси и изменение направления движения одновременно. Но раскачивания относительно продольной оси в вакууме происходить не может. Его возможно объяснить лишь единственно возможным способом: подъём макета космического корабля с кинокамерой на борту происходит с помощью крана. В таком случае раскачивания совершенно естественны и неизбежны, даже если подъём происходит с помощью крепления, максимально близко расположенного к верхней проекции центра масс поднимаемого объекта.

 

* * *

 

       Если вы думаете, что на том приключения «первопроходимцев» на Луне закончились, то я попрошу ещё минуточку внимания к эпизоду о стыковке этой «взрывной» коробочки с командным модулем «Коламбия» на орбите Луны. Давайте посмотрим официальный видеоролик НАСА об этом очередном высокотехнологичном событии, а после – я дам свои комментарии…

 

 

       Вот, как в то время режиссёры фантастических фильмов представляли себе процесс стыковки на орбите Луны…

 

       Чтобы по возможности реалистичнее показать картинку, использован шарообразный макет поверхности Луны, на изготовление которого ушло усилий и времени не меньше, чем на весь остальной реквизит, который попроще в изготовлении. Технология изготовления этого макета несложна, но очень трудоёмка. На основании серии снимков поверхности Луны художники и скульпторы лепили и подкрашивали эту огромную многометровую сферу, которая медленно вращается в кадре с помощью электромотора. Временами нам дают посмотреть в абсолютно чёрный космос, где как всегда отсутствуют звёзды. Ещё бы: в то время не было возможности точно рассчитать местоположение наиболее ярких звёзд относительно лунного корабля, которые должны были восходить из-за лунного горизонта. Поэтому американский космос пустой и чёрный.

 

       Процесс стыковки двух космических кораблей в космосе – довольно длительная процедура. Но в данном случае режиссёрам нужно было уложиться в три минуты, так как в противном случае следовало уже менять угол освещения «лунных» кратеров или вообще проходить через терминатор. А это вам, сами понимаете, не рисованную сферу под стационарным студийным светом покрутить… Исходя из таких жёстких временных рамок, лунный модуль «Орёл» демонстрирует – в прямом смысле слова – мультяшные возможности маневренности в космосе, возникая из небытия и со скоростью локомотива приближаясь к командному модулю, откуда как бы производится съёмка.

 

       Тросы, на котором подвешен этот «Орёл», из кадра удалось убрать. Очевидно, были подретушированы все последовательные кадры киносъёмки, после чего это кино было наложено на запись вращающейся «Луны». Однако, кинематические рывки, характерные для макета, подвешенного на тросах, им тогда убрать не удалось, поэтому они очень заметны. Один такой рывок приводит даже к опрокидыванию небольшой параболической антенны. Наверняка, эта антенна не была достаточно надёжно закреплена и при повороте просто упала вниз, причём ещё несколько раз отбившись от нижней точки опоры и постепенно останавливаясь в точке равновесия, точно так, как это могло бы происходить в съёмочном павильоне при запрокидывании всего модуля.

       Именно эти резкие рывки и остановки вращения корабля, а также колебания антенны, живо напоминающие затухающие подпрыгивания брошенного мяча, начисто исключают версию о том, что данная процедура происходит в космосе. В невесомости при включении маневровых микродвигателей массивный космический корабль начинает и заканчивает вращения вокруг своего центра масс очень медленно. С одной стороны, это как раз служит главной причиной большой длительности процесса реальных стыковок-расстыковок. Но, с другой стороны, этот фактор позволяет произвести сближение и причаливание двух космических кораблей с большой точностью, а также минимизировать риски жёсткого удара или неточности прицеливания между стыковочными узлами. После момента касания реальный стыковочный узел осуществляет захват специального штыря причаливаемого корабля и очень медленно дотягивает две части стыковочного узла, находящиеся на разных кораблях, до момента получения герметичного соединения. Потом начинается шлюзование, соединение различных электроконтактов и проверка их работы, выравнивание давления и т.д. Это довольно длительный процесс.

 

       В рассматриваемом видеоролике сам момент стыковки скорее напоминает автомобильную аварию на дороге, чем мягкое касание двух космических кораблей в космосе. Кинокамера, якобы снимающая процесс изнутри через иллюминатор, фактически отрывается. Если бы такое произошло в космосе, дальнейшие технические проблемы гарантированы.

       Как говорится в известном анекдоте про Штирлица, откуда же им было знать… Вероятнее всего, поскольку на то время опыта стыковок в космосе у НАСА не было, процесс сняли именно так, как они себе его представляли, и как позволяло студийное оборудование.